Характеристика цвета
Узамбарская фиалка.
Семейство Gesneriaceae — Геснериевые.
Род Saintpaulia hybrida — Сенполия гибридная.
African violet saintpaulia hybrid.
Цвет, Оттенок, Насыщенность, Яркость, Контрастность
Характеристика цвета.
Цвет — сложное понятие, которое трудно охарактеризовать словами. Вся языковая практика с цветовыми терминами сводится к сравнению описываемого цвета с системой эталонов, причём её состав значительно варьируется в зависимости от индивидуальности и даже культурного окружения человека.
Вспомните, сколько затруднений вызывает описание цвета по телефону. Обычно такое общение проходит по стандартному сценарию. Сначала передающая сторона пытается назвать цвет, используя абстрактные цветовые категории — наименования основных цветовых тонов и малое количество градаций светлоты. Например, “светло-зелёный”. И хотя под это описание подпадает уйма цветовых оттенков, положительный эффект есть — собеседник настраивается на поиск только оттенков зелёного с небольшими вариациями в сторону соседних тонов или светлот.
Предположим, что подразумевался “фисташковый’». Если и передающий, и принимающий пользуются этим наименованием, то договориться им будет легко. Предметные цветовые категории — общепринятый способ описания цвета сопоставлением с конкретными объектами: “морковный”, “свeкольный”, “шоколадный”, “салатный”, “морской волны”, “кофе с молоком” — всё это ассоциации, взывающие к жизненному опыту.
Если же общей цветовой категории у общающихся не нашлось, остаётся единственный способ — синтез временной цветовой категории. Процесс этот итеративный, на каждом этапе собеседникам придётся сверять предположения. Главная проблема анализа и описания цветов: мы воспринимаем их лишь в сравнении друг с другом или некоторыми эталонами. Поэтому объяснения цветов обычно сводятся к описанию отличия целевого цвета от ближайшего эталона. Если визави никогда не видел ни “фисташкового”, ни даже самих фисташек, то объяснение может пойти от более простого цвета “зелёного яблока” через осветление и описание отклонения цветового тона в сторону жёлтого или голубого.
Стандартные операции, которыми пользуются при синтезе цветовой категории: взятие среднего между двумя известными категориями, смещение в сторону абстрактного цветового тона (например, “чуть-чуть голубее’»), манипулирование светлотой (светлее/темнее), насыщение и разбеливание цветового тона и, наконец, синтез цветов известным обоим собеседникам способом.
Цвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет разных длин волн возбуждает разные цветовые ощущения; излучения от 380 до 470 нм имеют фиолетовый и синий цвет, от 470 до 500 нм — сине-зеленый, от 500 до 560 нм — зеленый, от 560 до 590 нм — желто-оранжевый, от 590 до 760 нм — красный. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом. Любой цвет, взятый из спектра можно смешать с белым, черным и серым, и получить цвета соответствующего семейства тонов.
Оттенок (Tint) — Главное помнить, насколько цвет отличается от своего начального тона. Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется “оттенок”. Если цвет делается темнее путем добавления черного, полученный цвет называется “тень”. Если же добавляется серый цвет, каждая градация дает вам различную тональность.
Тон (Hue) – это основная характеристика, по которой называют цвета. Например, красный или желтый. Существует обширная палитра цветов, основой которой являются 3 цвета (синий, желтый и красный), они, в свою очередь, являются сокращением от 7 основных цветов радуги (потому что, смешивая основные цвета можно получить недостающие). Тона получают смешиванием в разных пропорциях основных цветов. У каждого тона максимальная яркость наблюдается при разной светлоте. Полутонами называется незначительное, но уловимое глазом изменение в цвете. Тона и оттенки – синонимы.
Глубина — степень яркости или приглушенности тональности цвета.
Светлота (Luminance) — это степень отличия цвета от белого и черного. степень разбеленности (% присутствия в цвете белого и светло-серого тонов). Если разница между определяемым цветом и черным больше, чем между ним и белым, значит цвет светлый. Если наоборот – темный. Если разница между черным и белым равны, то цвет средний по светлоте.
Насыщенность (Saturation) — это степень выраженности определенного тона. % присутствия темно-серого и черного тонов. Обозначает видимую яркость, или интенсивность цвета. Световой спектр состоит из лучей очень насыщенного цвета, а цвета, которые мы ежедневно видим вокруг, большей частью ненасыщены. В результате разнообразных естественных процессов к цветам объекта может примешиваться белый свет и делать их еще менее насыщенными. Это понятие так же связано с яркостью, так как самый насыщенный тон в своей линейке будет самым ярким.
Интенсивность (Chroma) — уровень концентрации цвета (преобладание того или другого тона). Общее понятие, характеризующее мощность цвета. Этим термином пользуются в тех случаях, когда не уточняется о какой именно из количественных характеристик цвета идет речь. Это может быть тон, насыщенность или яркость
Яркость (Value) — характеристика светящихся тел, равная отношению силы света в каком-либо направлении к площади проекции светящейся поверхности на плоскость, перпендикулярную этому направлению. Она определяется нашей скоростью выделения одного цвета на фоне других. Яркость зависит в основном от количества световых лучей, отраженных поверхностью данного цвета, что равно его яркости по отношению к другим цветам при данном освещении. Яркими считается “чистые” цвета, без примеси белого или черного.
Контрастность (Contrast) — отношение разности яркостей объекта и фона к их сумме. Разновидность оптического контраста, связанная с разницей цветовых оттенков. Отношение яркостей самой светлой и самой тёмной частей изображения.
Продолжение: Цвета и их характеристики.
Продолжение: Названия цвета в русском языке.
Продолжение: Русские и Английские названия цвета.