Фотографируем фиалки.
Узамбарская фиалка.
Семейство Gesneriaceae — Геснериевые.
Род Saintpaulia hybrida — Сенполия гибридная.
African violet saintpaulia hybrid.
Как фотографировать сенполии
Как фотографировать фиалки.
Если на листьях видна пыль, то на фото она будет видна еще лучше. Следовательно, растение надо помыть, не оставляя капель на листьях. Удаляют листики, нарушающие симметрию розетки. По возможности разворачиваю цветочки в сторону объектива. На фиалке не должны быть видны следы увядания, т.е. пожухлые, несвежие цветки надо удалить. Лишние детали в кадре заставляют фиалку потеряться визуально.
Поставьте горшок в красивое кашпо. С миниатюрными фиалками очень интересно смотрятся предметы и фигурки, которые совершенно безошибочно передают их размеры. Сравните, как оформление меняет облик фиалочки. Ракурс съемки может быть разным: вид сбоку, сверху, под углом в 45 градусов. Можно сделать снимок розетки полностью, а можно выделить букет, цветонос, или сделать акцент на одном цветке.
Лучше всего начинать с того, чтобы выбрать для съёмки наиболее выгодный ракурс, чтобы хорошо было видно максимальное количество цветков, их блеск, крапинки фэнтези даже на самых бледных цветочках, попробовать снимать при различном освещении, со вспышкой и без неё, чтобы было можно выбрать лучшие снимки из нескольких.
Если вы ведёте наблюдение за каким-то новым для вас сортом, фотографировать желательно все его цветения, чтобы увидеть, как сорт ведёт себя в разное время года и в разном возрасте, чтобы после не сожалеть о напрасно потраченном на него времени. И еще одно непременное условие качественного снимка — работа со штативом.
Выбор фона — этап чрезвычайно ответственный, поскольку неправильный фон может свести на нет все наши усилия и безнадежно испортить впечатление от нашей красивой фиалочки. Фон должен быть однотонным и ровным. Не годится фон неоднородный, пестрый, цветок на таком фоне просто теряется. На неправильно подобранном фоне контуры растения как бы смазываются, фиалка теряется, искажается восприятие цвета. Необходимо следить, чтобы в кадр не попадали посторонние предметы типа горшков и соседних растений и посторонних поверхностей типа обоев и занавесок. Такие фотографии выглядят захламленными и неаккуратными.
Не подходит фон яркий, т.к. отвлекает внимание от самой фиалки. Лучше всего, если фон будет монохромным – белым, черным или серым. Окончательный выбор зависит от окраски листвы и цветов. Нужно добиться, чтобы фиалка не сливалась с поверхностью, на которой стоит, а наоборот, контрастировала с ней. Белые цветы эффектнее смотрятся на черном фоне, темные – на светлом. Эксперименты с бежевыми, зелеными, синими и другими цветными подложками изредка проходят удачно, но в 99% случаев приводят к тому, что растение на фотографии выглядит неестественно.
Старайтесь избегать применения фактурных поверхностей (циновка, ткань, дерево, гравий и т.п.). Очень часто мы сталкиваемся с необходимостью коррекции фона: то нужно подправить оттенок, то выровнять поверхность, то почистить от шумов или мусора, случайно попавшего в кадр. Все это легко можно сделать, если фон однотонный, но почти невозможно, если поверхность фактурная.
Фон должен быть матовым, поскольку глянцевая поверхность бликует. В идеале хорошо бы взять гибкий лист тусклого пластика и загнуть его дальний край так, чтобы получился плавный переход к заднику. Можно поискать в хозяйственном магазине или на строительном рынке обрезок линолеума с изнанкой из вспененного пропилена, но только не ворсистую. Я использую подложку для ламината из пенополистирола – материала до полупрозрачности тонкого, который по этой причине приходится складывать в несколько слоев.
Если ничего такого найти не смогли, в крайнем случае можно взять отрез однотонной ткани – льна или фланели, или какого-нибудь другого материала без блеска, светло-серого, светло-бежевого и черного цвета. Но вариант это не очень удобный. Во-первых, ткань пачкается, во-вторых она мнется, а если складки уже появилась, камера ее обязательно выявит и даст ненужную тень. Если все-таки используете ткань, попробуйте ее намочить: по крайней мере так складки разгладятся. Еще один вариант фона — лист ватмана. На мой взгляд, это самый сомнительный способ. Один раз помяв или испачкав, его придется выбрасывать, и к тому же бумага боится воды.
Одна и та же фиалка на разных фонах смотрится совершенно иначе. Контрастный фон подчёркивает индивидуальность растения и визуально усиливает цвет. Снимать фиалки на фоне окна довольно сложно, но если необходимо показать зимнее цветение ваших любимиц, то постарайтесь, чтобы в кадр попало только то, что передаёт погоду и время года.
Освещение. Первая заповедь всякого, кто пытается фотографировать в макро, гласит: Никаких вспышек! Фотографируя со вспышкой вы получают безнадежно засвеченные снимки. При съемке предметов с близкого расстояния вспышка не освещает объект съемки, а засвечивает его, и заодно искажает цвета. Придумайте какой-нибудь дополнительный источник освещения, в конце концов купите настольную люминесцентную лампу. Можно внешнюю вспышку направить в потолок, так бликов меньше.
Освещение должно быть ярким, но при этом рассеянным. Если это искусственный свет, выбирайте белые люминесцентные лампы. Я фотографирую растения прямо на стеллаже, закрыв полку и заднюю стену подложкой, при свете двух ламп, расположенных на расстоянии 20-25 см от кроны растений.
Самые красивые снимки растений можно получить на натуре. Здорово, если у вас есть возможность вынести ваши фиалочки для фотосесии на балкон или на улицу. Хорошо производить съемку на балконе, на естественном рассеянном свету. Идеален для съемок яркий солнечный день, но не под прямыми лучами, а в моменты, когда солнце затянуто легкими облачками. На прямом солнце фотографировать цветы нежелательно: это эквивалент вспышки, еще и в желтизну все уйдет.
Если фотографировать на подоконнике, источник света будет расположен только с одной стороны от растения, причем сторона эта будет противоположна фотографу. Есть большая вероятность получить снимок, сделанный против света. Поэтому, если вы обосновали свою маленькую фотостудию на подоконнике, нужно стараться расположить объектив сбоку от растения или над ним. Цветоводы хорошо знают, что даже чистые оконные стекла задерживают около 10% дневного света. Так что говорить о тех, которые мыли далеко не вчера? Поэтому фотографируя у окна, распахните его.
Этот материал был размещен на сайте www.miniViolets.ru Екатериной Зыбиновой.
Продолжение: Знакомство с собственной камерой.